Кто из нас в своих самых сокровенных мечтах не хотел блистать на сцене? Но лишь у немногих получается не только воплотить своё желание в реальность, но и помочь другим сделать это. Вокалистка Анастасия Уткина рассказала о своём пути от одного ученика до собственной школы современного вокала Voice On, о том, почему решила обучать взрослых, и как музыка стала важной частью её жизни.
Переломный момент наступил в подростковом возрасте
– Я занимаюсь музыкой с пяти лет. Без перерывов, постоянно. Сначала это были кружки, потом музыкальная школа, потом уже профессиональные заведения. В детстве слушала в основном поп-музыку. Например, Бритни Спирс – она тогда была популярна. Но не могу сказать, что это сильно на меня повлияло.
Гораздо сильнее повлияла рок-музыка. Её я начала слушать лет в 14 – Muse, Green Day. Особенно меня впечатлила песня Muse «New born». Когда я её слушала, мне казалось, что я улетаю на небо. В какой-то момент я поняла, что хочу такую музыку или писать, или исполнять – быть связанной с ней. У меня возникло огромное желание продолжать заниматься музыкой, играть в группе, играть на инструментах.
И преподавать я тоже хотела всегда. Моим первым учеником был парень из рок-группы. Мы с ним вместе играли (я была тогда клавишницей). И вот по дружбе я периодически давала ему уроки. Многие вокалисты в таких группах – самоучки.
«Мне было жалко и непонятно, почему люди не поют»
– Желание открыть школу музыки появилось очень давно. А именно решение пришло, когда я поработала в музыкальной школе с детьми. Мне очень хотелось работать со взрослыми, потому что им негде было обучаться вокалу. Когда я открывала Voice On, в городе было только два похожих места. Я смотрела на школы танцев и понимала, что их много, а со школами вокала было наоборот. Мне было жалко и непонятно, почему люди не поют. Я же знаю, что этому можно научиться и во взрослом возрасте.
Я играла во многих группах, у нас были вокалисты, которые не совсем чисто пели. Можно было бы с ними поработать, но их некуда было отправить, они не могли нигде научиться. А самим очень сложно обучаться вокалу – обязательно нужен наставник, который поможет и подскажет. Из таких моих мыслей и пришло решение открыть собственную школу, чтобы обучать в основном взрослых. Оно далось несложно. У меня было огромное желание. Я сразу нашла людей, которым это тоже было интересно, и дело потихоньку пошло. К созданию школы приложила руку небольшая команда близких мне людей, они продолжают помогать и сегодня.
Все начиналось с малого, поэтому было нестрашно.
От одного ученика до целой школы
– Теперь к нам приходят и опытные вокалисты, и новички. Мы часто занимаемся именно со взрослыми людьми, которые хотят научиться петь с нуля. Им это очень нравится, они поют в караоке или дома, а мы им ставим базу, основу. С удовольствием работаем и с опытными вокалистами.
А ещё у нас есть определённая система мероприятий – мы проводим их каждый месяц. Есть план, который помогает ученикам готовиться к выступлениям без страха публики.
Петь может каждый?
– Хотелось бы научить петь каждого желающего, но это невозможно. Если у человека есть проблемы со здоровьем, именно со слухом или с голосом – дисфония (нарушение смыкания голосовых связок), амузия (утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты) – это может послужить препятствием. В таких случаях мы не рекомендуем заниматься вокалом, но такое встречается очень редко. Если человек чувствует, что с его голосом что-то не то, обязательно нужно идти к врачу фониатру и проверяться, чтобы точно узнать, может ли он петь физически. Если может, то мы научим. Но главное, чтобы человек сам хотел учиться и понимал, что обучение вокалу – долгий процесс. Это требует времени. Просто для кого-то времени чуть меньше – есть музыкальные способности или даже одарённость, а для кого-то чуть больше – ярко выраженных способностей нет, но есть большое желание.
Для того чтобы получить «Грэмми», нужен талант и много часов труда. А если петь для себя, в караоке, чтобы самому получать удовольствие и было не стыдно перед слушателями – достаточно желания, регулярных занятий у педагога и каких-то минимальных музыкальных данных.
Важна и методика обучения. В основном пользуюсь западными, миксую их. Сейчас у меня в основе EVT (Estill Voice Training). Её я использую в преподавании, по ней продолжаю обучаться сама – методика очень объёмная. Остальное – другие западные методики. Такой микс – наиболее удобная вещь, потому что каждый подход имеет свою специфику и решает ряд проблем. Когда владеешь несколькими методиками, можешь быстрее решить вопрос ученика.
Музыка – это работа
– Я профессиональный музыкант, зарабатываю музыкой. Когда-то это было увлечением, но потом музыка стала важной частью моей жизни.
Сегодня я член Международной ассоциации преподавателей вокала. Чтобы в неё вступить, нужно было пройти достаточно интенсивное обучение, сдать экзамены, в том числе и выпускной, заключить договор и принимать участие в ассоциации. Я имею право выдавать сертификаты ученикам. Они сдают экзамены и получают сертификат международного образца.
«Приходится всегда что-то убирать, чтобы добавить что-то новое»
– Самое сложное для меня – работа с документацией. Ещё сложность в том, что нужно держать систему, строить её с людьми творческих профессий. Это непросто. Мы больше за хаос, в котором рождается творчество. Но система помогает вместить полёт фантазий в нужные рамки и получить стабильный результат.
Я не всегда со всем справляюсь и считаю, что в принципе всё успевать не надо. Тут что главное? Чтобы была команда – тогда можно разделить обязанности и правильно расставить приоритеты. Например, мне пришлось немножко сократить часы преподавания, чтобы успеть управлять школой музыки и делать её лучше. Приходится всегда что-то убирать, чтобы добавить что-то новое.
Ещё в конце лета я была больше преподавателем – так расставила приоритеты. Сейчас я больше руководитель. В сентбяре была больше вокалисткой – был сезон выступлений. Поэтому это три гибкие роли, которые нужно совмещать, иногда одна из них выходит на первый план, иногда – другая.