Русский
Гродно
Детский инклюзивный центр в Гродно: «делаем всё, чтобы особенные дети развивались»
01 ноября 2023 в 17:30

Единственный в стране Детский инклюзивный центр для детей с особенностями развития функционирует с лета 2020 года на базе Центра помощи «Вера» в Гродно. Это пространство, где ребята с инвалидностью в силу своих возможностей развиваются, занимаются творчеством, участвуют в спектаклях и праздниках, обучаются, общаются, посещают клубы по интересам. Работает он для особенных детей абсолютно бесплатно.

Центр строится и развивается за счёт пожертвований неравнодушных людей. В этом году Центр посещает 50 детей с инвалидностью. Но желающих здесь заниматься гораздо больше. Почему Центр не может принять всех желающих? И что необходимо, чтобы это всё-таки стало возможным — в нашей статье.

О проекте Детского инклюзивного центра

Особенные…. Так принято называть детей, чье развитие отличается от общепринятой нормы, ребят с инвалидностью и различными по степени тяжести диагнозами — аутизм, ДЦП, ЗПРР, синдром Дауна, расстройство поведения. Родителям тяжело и страшно узнавать о болезни или нарушении развития ребенка. Жизненные приоритеты меняются, родители ищут возможности помочь своему чаду.

— «В городе существует немало центров развития, игровых комнат, возле каждого дома есть игровая площадка, но все это – для здоровых ребят, в то время как для детей с ограниченными возможностями их практически нет. Поэтому в 2018 года родилась идея создания проекта Детского инклюзивного Центра, а в 2020 году мы стали его развивать», — рассказывает директор Центра помощи «Вера» Антонина Мисюкевич.

На сегодняшний день в Детский инклюзивный центр зачислено 50 ребят с особенностями развития и различной степенью утраты здоровья, где для них организованы бесплатные занятия по нескольким направлениям: Монтессори-терапия, сенсорная интеграция, арт- и песочная терапия, театрально-игровая терапия. Занятия проходят в групповом и индивидуальном формате. Ребята танцуют, постигают азы музыкального искусства, учатся рисовать, играть на сцене. Работает с детьми опытный, квалифицированный педагог.

За эти годы ребята с педагогам смогли добиться значительных успехов. Спектакли, поставленные силами детей с инвалидность, неоднократно становились лауреатами, дипломантами и победителями различных международных конкурсов детского творчества. Дети имеют опыт выступлений на большой сцене.

Создали сенсорную комнату и Монтессори-среду

С сентября 2023 года благодаря помощи и поддержке благотворителей открыто новое направление для развития детей с инвалидностью – сенсорная интеграция. Это отдельная комната, где создана специальная предметно-сенсорная среда. В сенсорной комнате расположены сухой бассейн с шариками, пузырьковая колонна, световой стол для занятий песочной терапией, островок с фибероптическим волокном, модули для развития моторики, акустическая система, кресло-капля и пуфы-груши, сенсорная тропа, массажные мячики.  

— «Сенсорная терапия направлена на развитие органов чувств ребенка: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового анализаторов. В процессе занятий ребенок расслабляется, улучшается психоэмоциональное состояние, получает новый тактильный опыт, происходит воздействие на визуальную, кинестетическую, вестибулярную сферы», — рассказывает педагог Центра.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение Детского инклюзивного центра – это способ не только развиваться в разных направлениях, но и возможность посещать кружки, приходить на праздники и мероприятия, совместно просматривать кино- и мультфильмы, обсуждать их.

Создание таких условий для детей — современных и комфортных — стоило огромных усилий и денежных средств. Все это стало возможным благодаря работе коллектива благотворительной организации и людей, которые поддерживают этот проект, понимают иго значимость и важность.

Не хватает педагога и оборудования

На сегодняшний день в Центре работает только один педагог, который не в силах удовлетворить спрос из желающих посещать занятия в Детском инклюзивном центре. Все занятия проводятся бесплатно. Это основной принцип благотворительной организации — помогать детям с инвалидностью, давать возможности для их развития и социализации, оказывать поддержку родителям.

В Центре остаётся нерешённым важный вопрос — создание бюджета на зарплату педагога-психолога, который будет работать с детьми по новому направлению — сенсорная терапия. С появлением в Центре второго специалиста — педагога-психолога — необходимую помощь смогут получать большее количество детей. Вместо возможных 6 детей в неделю, на занятия смогут приходить 24 ребёнка. Планируется, что один рабочий день в неделю специалист будет посвящать работе с родителями — проводить консультации, тренинги, индивидуальные встречи и практические занятия.

Для того, чтобы открыть ставку, пригласить на работу педагога-психолога и начать оказывать такую помощь семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, необходимо сформировать бюджет на заработную плату минимум сроком на год. В благотворительной организации таких средств нет, поэтому «Вера» обращается к общественности. Речь идёт о сумме на оплату труда специалиста сроком на год и составляет 20 тысяч рублей (со всеми налогами и иными выплатами).

С каждым годом Детский инклюзивный центр развивается: открываются новые направления, закупаются современные материалы для занятий, развивающие и обучающие игры, обновляется оборудование, производится ремонт кабинетов.

— «В ближайшее время хотелось бы открыть специальное пространство — сенсорно-динамический кабинет, который будет оснащен специальным оборудованием, для восстановления двигательных функций у детей с инвалидностью, стимуляции психомоторного и речевого развития, ловкости, баланса и координации», – делится планами директор Центра помощи «Вера».

В планах также доукомплектовать действующую сенсорную комнату, помимо уже приобретенного базового оборудования, необходимо приобрести дополнительное оборудование в виде напольных развивающих панелей, фибероптические модули для зрительной стимуляции, напольный и настенный музыкальные модули, массажные коврики и тактильную дорожку, «волшебный шатер», особенно необходимый для детей с заболеваниями аутистического профиля, и другое сенсорное оборудование.

В проекте Детского инклюзивного Центра создать платформу для онлайн-занятий с особенными детьми. Так, наши занятия будут доступны для всех ребят, которые хотели бы посещать наш Центр, но в силу территориального расположения или тяжести заболевания, не могут этого делать. Единственное условие — наличие доступа в интернет, компьютера или телефон. В актовом зале Центра созданы специальные условия для проведения онлайн-занятий — установлена крупноформатная видео-стена, акустическая система.

Поддержите проект!

Развитие и функционирование Детского инклюзивного центра, создание новых возможностей для развития детей с инвалидностью, возможно только благодаря поддержке — благотворителей, жертвователей, партнёров. У этого проекта нет финансирования, нет поддержки. Но его польза и значимость неоценима для особенных детей, которые каждый день приходят сюда заниматься.

Центр просит помощи, просит поддержки. Ваше участие даст возможность нам двигаться дальше, а детям с инвалидностью получать педагогическую помощь, социализироваться, проживать своё яркое детство. Поддержать Детский инклюзивный центр можно любым удобным способом, совершив пожертвование на благотворительные реквизиты Центра с указанием назначения платежа «детский инклюзивный центр». Любая сумма помощи для нас — это весомая поддержка, вклад в будущее детей и дополнительные возможности для ребят с инвалидностью.

Комментарии