На календаре – 1 сентября. В День знаний вспоминаем фильмы о подростках и учителях – словом, о школьных временах.
Общество мёртвых поэтов
Dead Poets Society, 1989, реж. Питер Уир
Действие фильма разворачивается в вымышленном консервативном колледже штата Вермонт. Новый преподаватель английской словесности – Джон Китинг – выделяется среди консервативных коллег: он легок в общении, эксцентричен и регулярно пренебрегает программой обучения. Вместе с ним ученики задаются вопросами о смысле жизни, размышляют об ответственности за собственные судьбы и увлекаются поэзией. Свобода и Общество мёртвых поэтов, в тайну которого их посвящает Китинг, меняют жизнь студентов навсегда. Одна из лучших ролей Робина Уильямса и молодого Итана Хоука.
Клуб «Завтрак»
The Breakfast Club, 1985, реж. Джон Хьюз
Пятеро подростков, запертых в библиотеке на восемь часов, поначалу абсолютно не симпатизируют друг другу: они наказаны и должны написать сочинение о самих себе. Всё начинается со словесных перепалок, но спустя несколько часов они уже насвистывают одну и ту же мелодию, а затем – размышляют о жизни и делятся личными проблемами: «Неужели мы станем как наши родители?». Неслучайно фильм начинается со слов из песни Changes Дэвида Боуи: «А этим детям, на которых вы плюете, когда они пытаются исправить мир, плевать на ту пургу, что вы несете. Они прекрасно знают, что им предстоит».
Доживём до понедельника
1968, реж. Станислав Ростоцкий
История о трёх осенних днях их жизни преподавателей и детей. Молодая учительница Наталья Горелова устраивается на работу в школу, где в недалёком прошлом училась сама. Там она встречает прежнего возлюбленного – сейчас он преподает историю. Фильм показывает не только внешнюю сторону школьной повседневности, но и внутренние переживания героев: подавленные чувства, недостижимые идеалы, осознание совершенства мира.
Учитель на замену
Detachment, 2011, реж. Тони Кэй
Философская драма об учителе, который вынужден преподавать английский язык и литературу в школе, напоминающей ад, где ученики и учителя варятся в одном котле. Генри Барт (Эдриан Броуди) пытается помочь своим подопечным, но истории о пробуждении душ трудных подростков не будет: фильм депрессивный и бескомпромиссный. События сменяют друг друга и зритель приближается к неотвратимому финалу.
Академия «Рашмор»
Rushmore, 1998, реж. Уэс Андерсон
Эксцентричный подросток Макс Фишер – десятиклассник из престижной академии Рашмор. Он активно участвует в общественной жизни: редактирует местную газету, возглавляет школьные клубы и спортивные команды, но не успевает за школьной программой. Однажды двоечнику назначают испытательный срок, который становится куда более серьезной проверкой, чем предполагалось изначально: Макс влюбляется в учительницу. Фильм Уэса Андерсона отличается от других работ подобного толка. История о взрослеющем подростке приобретает дополнительные смыслы – в том числе, о ценности странности.
Хорошо быть тихоней
The Perks of Being a Wallflower, 2012, реж. Стивен Чбоски
Стивен Чбоски экранизировал свой собственный роман, который рассказывает и стеснительном парне Чарли. Ему 15 и он переживает самоубийство лучшего друга, пытается наладить общение со сверстниками, ищет себя, влюбляется. Зритель погружается в сложности подростковой жизни и сопереживает главному герою. В главных ролях снялись Логан Лерман, Эзра Миллер и Эмма Уотсон – это её первая «большая» роль после фильмов о том-самом-волшебнике.
Географ глобус пропил
2013, реж. Александр Велединский
Фильм-победитель «Кинотавра», снятый по роману Алексея Иванова, совмещает в себе драматическую и комедийную составляющие. Молодой биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский) приходит работать в обычную пермскую школу учителем географии. Он конфликтует с начальством, борется (а потом и дружит) с учениками, пытается ужиться с женой, воспитывает маленькую дочку и, как и все люди, сталкивается с разными жизненными трудностями. Кто он: обычный неудачник или герой нашего времени?
Весна на Заречной улице
1956, реж. Марлен Хуциев
Классический советский фильм, снятый Марленом Хуциевым. Главный герой – самоуверенный парень, лучший сталевар завода – неизменно пользуется успехом у женщин. Но его симпатия к молодой учительнице Татьяне Сергеевна не находит должного отклика. В вечерней школе разворачивается история любви: от игры в безразличие до искреннего глубокого чувства. Картина была благодушно принята кинокритиками и до сих пор находит отклик у массового зрителя.
Бунтарь без причины
Rebel Without a Cause, 1955, реж. Николас Рэй
«Бунтарь без причины» – редкое для своего времени кино: с подростками заговорили на равных, без покровительственного тона. Главного героя играет Джеймс Дин, которого эта роль сделала иконой Голливуда. Вокруг его персонажа разворачивается основные события и проблемы: подростка арестовывают и доставляют в полицейский участок в отделение для несовершеннолетних за пьянство. На станции он встречает Джона «Платона» Кроуфорда (Сэл Минео) и Джуди (Натали Вуд). Каждый из троих по отдельности раскрывает офицерам свои самые сокровенные разочарования: все трое страдают от проблем дома.
Прекрасная смоковница
La Belle Personne, 2008, реж. Кристоф Оноре
Он – учитель итальянского языка (Луи Гарелль), она – влюблённая в него ученица (Леа Сейду). Их роман заранее обречён, но как быть с внезапно вспыхнувшими чувствами? Французская драма снята по мотивам исторического романа мадам де Ла Файет «Принцесса Клевская» – без пафоса, надрыва и заломленных рук.